Положение о педагогической диагностике

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике
(далее - Положение) в Нефтеюганском районном
муниципальном дошкольном образовательном бюджетном
учреждении «Детский сад «Медвежонок» (далее - ДОУ)
разработано в соответствии с:
· Конвенцией о правах ребенка ООН,
· Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3
"Об образовании",
· Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»,
· Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного
образования»,
· Образовательной программой дошкольного образования
Учреждения (далее ОП ДОУ).
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм,
позволяющий выявить индивидуальные особенности и
перспективы
развития
ребенка,
эффективность
педагогических действий и дальнейшее планирование
образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением
воспитанниками образовательной программы ДОУ и
заключается в анализе освоения ими содержания
образовательных областей:
· Физическое развитие;
· Социально-коммуникативное развитие;
· Познавательное развитие;
· Речевое развитие;
· Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему
сбора, анализа, хранения и накопления образовательных
результатов,
обеспечивающих
непрерывность
и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка физического развития проводится инструктором
по физической культуре ДОУ. Оценка здоровья детей всех
возрастных групп проводится медицинской сестрой,
закрепленными за ДОУ в соответствии с договором.

1.6. При необходимости проводится психологическая
диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических
особенностей
детей)
квалифицированными
специалистами
(приглашенным
0педагогом-психологом).
1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет)
проводится
логопедическая
диагностика
детей
квалифицированным специалистом – учителем-логопедом.
При необходимости (при обращении родителей или
педагогов) диагностика может проводится ранее для
своевременного выявления отклонений в развитии и
проведения необходимой коррекции.
1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической
диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей).
1.9. Положение распространяется на деятельность всех
педагогических
работников
дошкольных
отделений
Учреждения,
осуществляющих
профессиональную
деятельность в соответствии с трудовым договором.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы
педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить
оперативные данные о текущем реальном состоянии и
тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
· Индивидуализация образования (в том числе поддержки
ребенка, построения его образовательной траектории для
детей, испытывающих трудности в образовательном
процессе или имеющих особые образовательные
потребности);
· Оптимизация работы с группой детей.
· Совершенствование
организации
образовательного
процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
· Принцип
последовательности
и
преемственности
диагностики – проявляется в последовательном переходе
от одних этапов, критериев и методов диагностики к
другим по мере развития, обучения и воспитания
личности, в поэтапном усложнении и углублении
процесса диагностики.

Принцип доступности результатов для родителей
(законных представителей) воспитанников, педагогов
(непосредственно работающих с ребенком), обобщенной
информации для различных групп потребителей
(педагогический совет, экспертные комиссии).
· Принцип прогностичности - проявляется в ориентации
диагностической деятельности на коррекционную работу
в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
· Принцип научности (диагностическая работа опирается
на научные исследования, обосновывающие выбор
изучаемых показателей, методы, сроки и организацию
обследования).
· Принцип этичности (диагностика проводится с
соблюдением эстетических норм и правил);
· Принцип оптимальности (минимальными усилиями
должно быть получено достаточное количество
диагностической информации).
· Принцип непрерывности (педагогическая диагностика
проводится на протяжении всего периода пребывания
ребенка в детском саду).
· Принцип динамичности (педагогический инструментарий
позволяет в установленные краткие сроки провести
педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
· позволяет фиксировать уровень актуального развития
дошкольника и оценивать его динамику;
· учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому
из направлений;
· позволяет рассматривать весь период развития ребенка как
единый процесс без условного разделения на разные
возрастные этапы, «привязанные» к паспортному
возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности
развития, опираясь на оценку изменений деятельности
дошкольника;
· учитывает представленные в Программе целевые
ориентиры, но не использует их в качестве основания для
их формального сравнения с реальными достижениями
детей
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех
возрастных группах два раза в год – в начале и в конце
·

учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая
диагностики) проводятся в сентябре и апреле.
3.2. Распределение функций при оценке индивидуального
развития ребенка:
· старший воспитатель обеспечивают условия объективного
проведения оценки индивидуального развития ребенка
(минимизируя риски субъективных оценок): выбирает
методики
и
параметры
оценки
результатов,
консультируют педагогов, испытывающих сложности в
проведении педагогической диагностики;
· специалисты
дошкольных
отделений
проводят
педагогическую
диагностику
(учитель-логопед,
музыкальные руководители, инструктор по физическому
воспитанию) своего направления развития личности
воспитанников, педагог-психолог – психологическую
диагностику
при
необходимости,
анализируют
результаты, формулируют причины успехов или неудач,
намечают пути коррекции;
· воспитатели проводят оценку индивидуального развития
воспитанников, анализируют результаты, формулируют
причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:
· при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух
месяцев)
· в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в
целях определения динамики развития ребенка;
· в
случаях
обращения
родителей
(законных
представителей) ребенка.
3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального
развития) осуществляется через наблюдение, беседы,
продукты
детской
деятельности,
специальные
диагностические ситуации.
3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме:
- показатель сформирован (достаточный уровень «+») наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в
совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к
достаточному «0») - проявляется неустойчиво, чаще при
создании специальных ситуаций, провоцирующих его
проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью
наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры;

- показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения
взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в
состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному»
отражают состояние возрастной нормы развития.
Преобладание
оценок
«достаточный
уровень»
свидетельствует об успешном развитии ребенка.
-Если по каким-то направлениям преобладают оценки
«недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную
работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом
выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй
по реализации Образовательной программы ДОУ.
3.6. На основании полученных результатов в начале учебного
года педагоги проектируют образовательную деятельность с
детьми каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным
областям обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
3.7. В конце учебного года организуется итоговая
диагностика, проводится сравнительный анализ результатов
на начало и конец учебного года, показывающий
эффективность педагогических воздействий. По результатам
педагогической диагностики с учётом выявленных проблем
проводится проектирование педагогического процесса на
новый учебный год, а также организация методической
работы с педагогами.
3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития) заполняются индивидуальные
карты развития ребенка и предоставляются воспитателями
всех возрастных групп и специалистами ДО старшему
воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить
степень реализации программы и оценить уровень развития
детей, в условиях ДО используются:
· наблюдение, которое дополняется свободным общением
педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием
картинок;

· специально организованные диагностические занятия в
период, определенный образовательной программой
дошкольного учреждения для мониторинга;
· изучение продуктов деятельности детей;
· беседы с родителями.
4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех
естественно возникающих образовательных ситуациях: в
группе, на прогулке, во время прихода в ДОУ и ухода из него.
5. Методологическая основа педагогической диагностики
5.1.
Для
проведения
педагогической
диагностики
используются параметры
педагогической
диагностики
индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Используемый
диагностический инструментарий: Лаврова Л.Н., Чеботарева
И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях
реализации ФГОС ДО)
6. Ответственность должностного лица, осуществляющего
педагогическую диагностику
6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический
мониторинг в ДОУ, несет
ответственность за:
· тактичное отношение к каждому ребенку во время
проведения диагностических мероприятий, создание для
каждого воспитанника ситуации успеха;
· ознакомление с итогами обследования воспитанников,
соответствующих должностных лиц (в рамках их
должностных полномочий);
· соблюдение конфиденциальности;
· качество проведения обследования воспитанников;
· доказательность выводов по итогам диагностирования
воспитанников;
· оформление соответствующей документации по итогам
проведения диагностических мероприятий в
установленные сроки

7. Контроль
7.1. Контроль проведения и объективности оценки
индивидуального развития ребенка осуществляется старшим
воспитателем посредством следующих форм:
· ежедневный текущий контроль;
· тематический контроль;
· оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ
образовательной деятельности, режимных моментов,
обсуждение результатов с педагогом.
8. Документация
8.1.
Педагогические
работники,
осуществляющие
педагогическую диагностику:
· заполняют
диагностические
карты
по
пяти
образовательным областям на начало и конец учебного
года;
· проводят количественный и качественный анализ по
каждой области, а также обобщающую справку по
результатам диагностирования;
· справки в установленные сроки предоставляются
старшему воспитателю, который обобщает результаты
диагностирования по ДОУ.
· на начало учебного года педагоги разрабатывают
индивидуальные траектории развития или программы
работы с одаренными обучающимися и обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5ти лет, аналитический материал - в методическом кабинете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».