Программа кружка "Сказочная лепка" 2023-2024 младший возраст группа "Капелька" на 2023-2024 учебный год

Содержание
Пояснительная записка. ........................................................................................................................3
Цель и задачи кружка «Сказочная лепка»...................................................................................5
Этапы работы ..............................................................................................................................................6
Работа с родителями. ..............................................................................................................................7
Перспективное планирование работы с детьми .....................................................................7

Приложение............................................................................................................................................... 10

2

Пояснительная записка.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,
способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Конспекты составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических
особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной
формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому
построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают
детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как
доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательнообразовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка,
его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания,
умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях;
расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к
сложному».
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том,
что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития
движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что
развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться
новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку
ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной
направленности «Сказочная лепка» - основной идей которой является рисования картин –
пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной
деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует
развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой
моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в
рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях
дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно
держать инструменты и работать ими)
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в
изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать,
рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
3

нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами
растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии
производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.
Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана
изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является
рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает
его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения
детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а
так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия,
пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых
функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою
работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются,
ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему
способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего
дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность
пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий
тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других
занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка «Сказочная лепка» способствует более успешному освоению
образовательной программы.
К концу, которого дети:
• Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с
детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них
жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,
активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют
уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
• В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета
и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает
речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи
окружающих.
• Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми
играми.
• У детей появляются первые элементарные математические представления о счете,
размере, величине.
• Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в
работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных
способностей: цвет, форма, величина.
4

• У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость
тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой
жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
• Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через
тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний,
эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у
ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная
нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета
двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех
его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель и задачи кружка «Сказочная лепка»
Цель: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством
пластилинографии.
Задачи:
 Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира
посредством пластилинографии.
 Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание,
отщипывание, вдавливание).
 Учить работать на заданном пространстве.
 Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а
затем по словесному указанию.
 Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного
ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
 Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
 Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание
помогать им.
 Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
 Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
 Развивать изобразительную деятельность детей.
 Развивать сюжетно – игровой замысел.
 Развивать интерес к процессу и результатам работы.
 Развивать интерес к коллективной работе.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).
Данная программа предусматривает один года обучения.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на
каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

5

Этапы работы
1 ЭТАП Подготовительный
 Освоить прием надавливания.
 Освоить прием вдавливания.
 Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
 Освоить правильную постановку пальца.
 Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика
между двумя пальчиками.
 Научиться работать на ограниченном пространстве
2 ЭТАП Основной этап
 Научиться не выходить за контур рисунка
 Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая
его.
 Использовать несколько цветов пластилина
 Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки,
перышки и т. д.)
 Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
 Научиться доводить дело до конца
 Научиться аккуратно, выполнять свои работы
 Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
 Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
 Научиться действовать по образцу воспитателя
 Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3 ЭТАП Итоговый
 Самостоятельно решать творческие задачи.
 Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
 Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю: 10 минут. В вечернее время в блоке совместной
деятельности с детьми.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы,
сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию
подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все
анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность
процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –
речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей
пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную
активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к
изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
6

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
 «Художественная литература», где используются произведения познавательной
направленности.
 «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания
детей об окружающем.
 «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
 «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и
не живой природе.

Работа с родителями.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Сказочная лепка»
определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
 Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
 Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
 Организованна систематическая работы родительского комитета.
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и
укрепление
материальной
базы
группы,
воспитательно-образовательного
процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными
категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение
педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских
собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста,
мастер – класс, беседы
Формы предоставления результатов:
• фотовыставка «Плюшки-завитушки»
• создание мини-музея
• презентация результатов работы на родительском собрании

Перспективное планирование работы с детьми
октябрь
1.

«Божья коровка»

2.

«Рыбки плавают в водице»

3.

«Пчёлка»

4.

«Улитка – длинные рожки»

Учить детей отрывать кусочки пластилина, катать их
между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую
форму.
Развивать у детей сюжетно – игровой замысел,
сплющивать и размазывать пластилин пальцами рук.
Учить лепить из частей; деление куска на части; развивать
творческое воображение.
Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
Упражнять в умении раскатывать столбик.

7

ноябрь
1.

«Цветик - семицветик»

2.

«Цыпленок»

3.

«Гусеничка»

4.

«Много
шариков»
декабрь

Научить использовать тесто для проявления творческих
способностей детей, развивать гибкость пальцев рук.
Учить скатывать шарики разного размера из пластилина,
скреплять между собой, учить вытягивать пластилин.
(Клювик)
Учить лепить из частей, выдерживать соотношение
пропорций по величине, плотно соединяя их.

воздушных Учить передавать в
используя яркие цвета.

1.

«Ягода - малина»

2.

«Плюшки - завитушки»

3.

«Снеговик»

4.

«Салют»

рисунке

радостное

настроение,

Учить лепить из частей, деление куска на части, развивать
мелкую моторику.
Закреплять умение отщипывать от большого куска теста
маленький кусок.
Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении
за снегом, размазывать тесто по готовой форме.
Учить рисовать тычком кисточки разноцветный салют на
ночном небе

январь
1.

«Снежинка»

2.

«Ёжик»

3.

«Черепаха»

4.

«Погремушка»

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять
знакомые приемы лепки из соленого теста.
Развивать гибкость пальцев рук, учить видеть конечный
результат задуманной работы.
Развивать мелкую моторику рук; формировать навыки
аккуратности при раскрашивании готовых фигур;
совершенствовать
умение
детей
расплющивать,
сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме.
Учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к
нему палочку. Закреплять навык скатывания и
раскатывания пластилина между ладонями.

февраль
1.

«Подводное царство»

2.
3.

«Полосатый коврик
щенка»
«Мышка на сыре»

4.

«Посуда для зайчика»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста,
вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной
формы, с помощью дополнительных материалов (бусины,
макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)
для Учить детей рисовать полоски, одинаковой ширины,
располагая, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из
теста. Лепить из частей, деление куска на части, плотно
соединяя их. Развивать мелкую моторику.
Закрепить умение передавать простейшую форму при
лепке чайной посуды.

март

8

1.

«Овечка»

2.

«Вишенки для торта»

3.

«Клоун»

4.

«Грибочки»

Учить детей отрывать от большого куска пластилина
кусочки поменьше, катать между пальцев рук, «клубочки»,
размазывать на готовой основе.
Учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к
нему палочку.
Учить детей намазывать клеем готовые формы, аккуратно
приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.
Развивать творческое воображение детей, создавать
условия
для
эмоционально
–
психологического
раскрепощения детей во время занятия.

апрель
1.

2.

3.

4.

«На
веточке
почки»

набухли Закреплять умение проводить линии в разных
направлениях, так чтобы получилась веточка. Развивать
образное понятие о явлениях природы.
«Веточка с листочками» Учить скатывать тоненькие колбаски и делить на
(коллективная)
несколько частей, формировать веточки. Отщипывать от
целого
куска
пластилина
маленькие
кусочки,
расплющивать – листочки.
«Мышка - норушка»
Учить детей лепить мышку на основе конусообразной
формы. Создавать выразительный образ, заострение
мордочки.
«Одуванчики»
Учить передавать в рисунке форму и строение цветка
(стебель, листья, голова цветка). Развивать эстетическое
восприятие.

май
1.

«Лепим сказку»

2.

«Снежный домик»

3.

«Разноцветные бусины»

4.

«Кошачья семейка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из
теста, лепить из частей, выдерживать соотношение
пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие
детали прикреплять, плотно соединяя их.
Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить
облеплять стаканчик от йогурта с прорезными заранее
окошками – получая образ снежного домика; украшать
крышу фасолью – «черепица»
Продолжать лепить из соленого теста, учить детей делать
бусины и нанизывать их на толстую проволоку – для
получения отверстия.
Развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный
результат задуманной работы, научить использовать тесто
для проявления творческих способностей детей, научить
точно, передавать задуманную идею при выполнении
изделия.

9

Приложение
Рекомендации по организации занятий с детьми
младшего дошкольного возраста
1. Предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для
поддержания интереса к изобразительной деятельности.
2. Не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка в
собственные силы.
3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего
результата в своих работах.
4. Занятие должно быть организовано в форме игры либо содержать игровые
ситуации и действия.
5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы
предупредить детское утомление.
6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во
время занятия.

Особенности используемого материала
Пластилин — мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему
форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
• долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять,
подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
• в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или
другой основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим советам:
1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана
(но не заливать кипятком).
2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а
плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов
придавливания,
сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу
с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет
избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи
стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.
4. На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы
он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки
сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству, что
будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».