Программа кружка " Мисне" средний возраст группа "Пчелка"на 2023-2024 учебный год

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение «Детский сад «Медвежонок»

Программа кружковой деятельности по художественноэстетическому развитию
«Мисне»
Для детей 4 – 7 лет
Срок реализации на 2023 – 2026 учебный год

Программу разработали:
Дмитрук И.Ю.
Огорелкова О.С.

Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Многие исследователи отмечают ряд особенностей, характерных черт народного
искусства, определяющих его как самостоятельную «культурную цельность», - это
синкретичность, коллективность, традиционность, направленность на эстетизацию
повседневных предметов, что позволяет по – особому высветить их реальное место в
жизни людей. Красота изделия достигается благодаря декоративности его формы,
являющейся качественной характеристикой произведения искусства, в которой
проявляется органическое слияние полезного и прекрасного.
Принципиально важно то, что в традиционных культурах дети не только с
измальства учились пользоваться бытовыми вещами, но и принимали
непосредственное участие в их изготовлении совместно со взрослым.
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и
родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и
«живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»,
утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего,
полноценного развития личности ребенка.
Актуальностью программы является приобщение ребѐнка к народной культуре
через предметы бытовой культуры, способы действия с ними, ребѐнок не просто
усваивает элементы культурной традиции. Они являются тем общезначимым
инструментом, при помощи которого растущий человек в общении с себе подобными
открывает для себя и других собственный уникальный мир, своѐ неповторимое Я.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие
мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие
современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с
письмом: быстро устаѐт рука, теряется рабочая строка, ребѐнок не укладывается в
общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания,
зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались рукоделием, легче осваивают
технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка,
а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный
период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются:
точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев,
аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут
необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито
его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Мисне», с нашей точки зрения,
является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса.

В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей.
Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами
и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время
отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная
работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещѐнности помещения,
правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между
детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками.
Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих
школьников.
Рукоделие требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в
понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает
эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев
становятся более ловкими, точными.
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно –
политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные
ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения,
переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании
дошкольников.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной
культуре. Закладывая знания народно-художественных традиций с дошкольного
возраста, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует
основы культуры.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из
актуальных задач этического и эстетического становления общества.
Одно из направлений в образовании дошкольника – художественноэстетическое развитие, целью которого является – направленное и последовательное
воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного
отношения к окружающему миру, гармонизация мира восприятия.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования (п. 2.11.2) содержательный раздел программы должен быть ориентирован
на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность, т.е. учитывать региональный
компонент.
Учитывая это, возникла необходимость создания рабочей программы по
прикладному творчеству «Миснэ» для детей дошкольного возраста (4 -7 лет).
Программа рекомендована для использования на занятиях дополнительного
образования по прикладному творчеству, в совместной и самостоятельной
деятельности.
Количество занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах –
36 занятий в год, четыре занятия в месяц. Срок реализации 3 года. Форма занятия –
подгрупповая.

Длительность занятия определяется санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.
Их продолжительность составляет: в средней группе – 20 минут, старшей группе
– 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.
В течение учебного года педагог может варьировать темы учебнотематического плана в зависимости от возможностей детей, условий работы, но цели и
задачи программы должны быть выполнены.
Обучение начинается с самых простых навыков, с учетом возрастных
особенностей детей, т. к. некоторые умения требуют умения и ловкости рук даже для
взрослых.
Наряду с занятиями, сопутствующими формами обучения являются: атрибуты
мини-музея дошкольного учреждения, рассматривание иллюстраций, продуктивная
деятельность, индивидуальные и подгрупповые беседы.
В таком случае количество занятий не увеличивается, а содержание программы
лучше закрепится детьми.
Для подведения итогов реализации
промежуточная и итоговая диагностика.

рабочей

программы

проводится

Цель программы: Познакомить детей дошкольного возраста с изделиями
прикладного искусства обских угров. Дать представление о художественном
разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов. Научить детей самостоятельно
работать над изготовлением предметов быта из различных материалов (бересты, ткани,
сукна, бисера и т.д.). воспитывать у детей любовь к прикладному искусству обско –
угорских народов.
Задачи:
Знакомить и расширять знания о традициях обско – угорских народов.
Обучать навыкам работы с различными материалами.
Учить изготавливать несложные поделки из различных материалов, пользоваться
схемой.
Развивать интерес к истории и культуре народа, эстетический вкус, творческое
мышление.
Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
Развивать мелкую моторику рук, навыки и умения, усидчивость, терпение, внимание,
математический счет.
Формировать навыки общения и коллективной деятельности.
Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Освоить приѐмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приѐмы шва
«вперѐд иголка», шва «петельный».
Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для
изготовления предметов.
Воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к
природе и окружающему миру.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Воспитывать аккуратность в работе, любовь к рукоделию.
Занятия по знакомству с традиционной народной культурой интегрировано
решают задачи по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
Новизна программы заключается в необычной форме проведения занятий.
Говорят, «Все новое – хорошо забытое старое», поэтому занятия проходят в тесном
контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего
рода традиционные посиделки за рукоделием. Знакомство с народным рукоделием
выстроено в форме мастер-класса, такой вид обучения в последнее время очень
популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид
обучения (от мастера к воспитаннику) известен с давних времен, и до сих пор является
наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и
сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
Помимо занятий с детьми организуется работа как с родителями (законными
представители), так и с педагогами дошкольного учреждения, организуются мастерклассы, консультации, оформление выставочных витрин.
Эта программа поможет в работе с детьми по приобщению их к культурному и
историческому наследию, народным художественным промыслам, национальнокультурным традициям.
Структура занятия:
1.

Ознакомительная часть.

Воспитатель демонстрирует готовое изделие. Знакомит с его историей, приводит
интересные факты, рассказывает о функциях данного изделия, о технологии
изготовления, проверяет все необходимое для работы.
2.

Процесс изготовления.

Поэтапно показывает, как создается изделие. Воспитанники повторяют весь
процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность
выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.
3.

Подведение итогов (анализ).
Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценки.
Получение готового продукта.
Методическое обеспечение рабочей программы

Для обучения изготовлению на занятиях используются объяснительноиллюстративные методы. Приѐмы и методы организации учебного процесса
соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам,
решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют
созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации
содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это
означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества
в учебных видах деятельности, в которых ребѐнок сохраняет себя как ценность. Каждое
занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и

практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях
практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок,
изготовление предметов, вышивание, бисероплетение, подготовка к выставкам.
Практическая часть является естественным продолжением и закреплением
теоретических сведений, полученных воспитанниками.
Итог работы: оформление витрины, изготовление подарков к праздникам.
Учебно-тематическое планирование занятий в средней группе.
Сентябрь
Неделя
1

Тема
Знакомство с
народным
искусством ханты
и манси.
Традиционная
народная
хантыйская кукла
«Акань»

Задачи
«Путешествие в страну рукоделия»
Беседа-рассказ о куклах.

Оборудование и
материал
Образцы кукол,
наборы для
изготовления.

Просмотр
презентации. Познакомить детей
с народными промыслами. Развивать любовь к
красоте, показать красоту изделий.
Заинтересовать детей, вызвать желание самим
изготовить.
Познакомить с видами ниток с материалами,
инструментами и их назначением. Закрепить
знания о свойствах материалов.

2

История тряпичной Беседа по технике безопасности. Закрепить
куклы. Техника
правила пользования ножницами, полученные
безопасность
ранее.

Наборы игл,
ножницы,
игольница,
напѐрсток.

3

История

Работа со шнуровкой. Упражнять в умении
вдевать шнурки в дырочки, завязывать узелки.
Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Шнурки, картон
с отверстиями.

Знакомство с программой обучения.

Нитки, ткань.

тряпичной куклы.
Шнуровка
«Сапожок».
4

«Волшебство из
серебряных нитей
бисера»

Правила техники безопасности.
Материалы и инструменты.
Демонстрация изделий из бисера.
Выставка книг по бисероплетению.
Беседа «История возникновения бисера.
Бисероплетение – один из старинных видов
рукоделия»
Выявить знания и умения детей (нанизывание

бисера на леску, завязывание узелка).

Октябрь
Неделя

1

Тема
Ткань

Задачи
«Знакомство с тканью» Узелковые куклы.
«Зайчик на пальчик». Познакомить детей с
образцами тканей. Учить определять ткань на
ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать
художественный, эстетический вкус.

2

Иголочка
«Стройтесь
бисеринки в
ряд»

Ткани разные по
фактуре.

Иголки, нитки.

«Волшебная иголочка». Техники параллельного Иголки,
нитки,
нанизывания, петельного, игольчатого
картон.
нанизывания.
https://tkaner.com/vsyodlyaУпражнения по выполнению различных элементов
rukodeliya/biser/pletenieизделия.
iz-bisera-dlyaВыполнение плоских, объѐмных фигур, украшений nachinayushhih/
в «одну нить», изготовление простых цепочек.

3

4

«Волшебная иголочка». Познакомить детей с
нитками, с приѐмами работы с иголками, учить
правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку,
завязывать узелок.

Оборудование и
материал

Профессия
швея

«Профессии всякие важны». Познакомить детей с Журналы, альбомы.
профессией швеи, с процессом изготовления
одежды. Расширить кругозор, воспитывать
уважение к труду людей. Развивать мыслительную
деятельность детей.
Работа с родителями.
Ноябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и
материалы

1
2

Разные дорожки «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки.
«Стройтесь
Учить вышивать швом «вперѐд иголка» двумя
бисеринки в ряд» нитками.

Иголки, ножницы,
игольница,
картон с
отверстиями, нитки.
https://svoimi-rukamida.ru/bolshaya-

podborka-shvov-istrochek-dlyaruchnoj-vyshivki-etostoit-sohranit-chast-3/

Иголки, ножницы,
«Разные дорожки». Вышивка извилистой
дорожки. Учить вышивать швом «вперѐд иголка»
игольница, картон с
двумя нитками. Познакомить с вышивкой по
отверстиями, нитки,
кругу.
картинки.
Техники
параллельного
низания,
петельного, игольчатого низания.

3
4

Упражнения по выполнению различных
элементов изделия.
Выполнение плоских, объѐмных фигур,
украшений в «одну нить», изготовление простых
цепочек.
Декабрь
Неделя

1

Тема
Круги

2

Задачи

Оборудование и
материал

«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу.
Иголки, ножницы,
Продолжать учить вышивать швом «вперѐд
иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. игольница,
картон с
отверстиями, нитки.

3
4

Хантыйские
обереги

«Хантыйские обереги». Продолжать учить
вышивать швом «вперѐд иголка». Учить работать
не спеша, подбирая сочетание бисера в узоре.
Закрепить правила техники безопасности с иглой,
ножницами. Продолжать учить точно передавать
задуманную идею при изготовлении поделки,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе
работы. Развить гибкость пальцев рук при работе
с бисером, научить видеть конечный результат
задуманной работы.

Иголки,
разноцветные нитки,
ножницы, бисер,
цветной картон с
отверстиями.

Январь
Неделя

3
4

Тема
Силуэты
Бусы в
подарок

Задачи
«Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить
вышивать швом «вперѐд иголка» силуэты предметов.
Учить работать не спеша, подбирать красивое
сочетание ниток.

Оборудование и
материал
Иголки,
нитки,
ножницы, картон с
силуэтными
изображениями.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета. Продолжать знакомить с техникой
параллельного низания. Научить точно передавать
задуманную идею при наборе бисера на проволоку,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе
работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с
бисером, научить видеть конечный результат
задуманной работы.
Февраль
Неделя

1

Тема
Фигуры

2

3

Веселые
пуговички

4

Задачи

Оборудование и
материал

«Геометрические фигуры».
Самостоятельная деятельность: обвести на картон
шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить
вышивать швом «вперѐд иголка» силуэты
предметов. Закрепить правила техники
безопасности с иглой, ножницами.

Иголки,
разноцветные нитки,
ножницы, наперсток,
игольница, цветной
картон, карандаш.

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».
Учить пришивать пуговицу параллельным
способом, вдевать нитку в иголку, завязывать
узелок, закреплять нить в конце шва. «Гусеница».
Продолжать
учить
пришивать
пуговицу
параллельным способом, вдевать нитку в иголку,
завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с
двумя отверстиями,
нитки, картон,
ножницы.

Март
Неделя
1

Тема
Подарок маме

Задачи
«Подарок
маме». Учить
располагать
изображения на листе. Продолжать учить
вышивать швом «вперѐд иголка» силуэты
предметов. Воспитывать любовь и уважение к
матери.

Оборудование и
материал
Самостоятельный
выбор рисунка и
материала,
альбом

с

рисунками.
2
3

Народная
хантыйская
кукла

Обучать навыкам работы с различными
материалами;
Развивать интерес к истории и культуре
хантыйского народа, эстетический вкус,
творческое мышление;
Формировать
навыки
коллективной деятельности.

4

Салфетка

Иголки, нитки,
ножницы, ткань

общения

и

«Салфетка». Учить украшать салфетку цветными Иголки, нитки,
нитками, швом «Вперѐд иголку», развивать
ножницы, наперсток,
творческое воображение, аккуратность в работе. игольница, цветной
картон, карандаш.
Апрель

Неделя

1

Тема
Кукла «Акань».
Колечко.

Обучать навыкам работы с различными
материалами; Развивать интерес к истории и
культуре хантыйского народа, эстетический вкус,
творческое мышление;

Оборудование и
материал
Самостоятельный
выбор рисунка и
материала, картинки.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета. Продолжать знакомить с техникой
параллельного нанизывания. Научить точно
передавать задуманную идею при наборе бисера на
проволоку, раскрыть творческую фантазию детей в
процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при
работе с бисером, научить видеть конечный
результат задуманной работы.

2

3

Задачи

Закладка

4

«Закладки для выпускников». Продолжать учить
вышивать швом «вперѐд иголка». Воспитывать
дружелюбное отношение к товарищам.

Самостоятельный
выбор рисунка и
материала,
альбом
рисунками.

с

Май
Неделя

Тема

Радуга
1

Задачи

Оборудование и
материал

«Волшебная радуга». Закреплять навыки вышивания Иголки, разноцветные
«вперѐд иголка»; подбирать нить и бисер по цвету. нитки, ножницы,

2

Выставка работ

3

Закрепить правила техники безопасности с иглой, ткань белая.
ножницами.

Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок,
развивая мелкую моторику рук.

Учебно-тематическое планирование занятий в старшей группе.
Октябрь
Неделя

Тема

1
Разные иголки

Задачи

Оборудование и
материал

Разные
иголки,
«Разные
иголки». Продолжить знакомство с
познавательная
иглой, с инструментами для шитья. Расширить
литература.
кругозор детей.
Работа с родителями.

2

История вещей

3
4

«История вещей». Познакомить детей с Предметы
для
интересными фактами из истории вещей: иголки, вышивания.
пуговицы, утюга, напѐрстка, заинтересовать
детей занятиями ручным трудом.

«Йинтуп
ѐнтасты луй»

па Правила техники безопасности.
Демонстрация изделий.
Продолжать знакомить детей с иголкой и
«Работа с иголкой напѐрстком, объяснить их необходимость в
и напѐрстком»
работе. Развивать интерес к шитью иголкой и
напѐрстком различных изделий. Закрепить
правила техники безопасности с иглой,
напѐрстком и ножницами.

Цветные полоски
ткани, иголки,
ножницы, напѐрсток,
цветные нитки.

Ноябрь
Неделя

1

Тема

Задачи

Оборудование и
материал

«Йинтуп
па
Разные
иголки,
Продолжать
учить
работать
с
иголкой
и
ѐнтасты луй»
познавательная
напѐрстком, рассказать о значимости данных литература.
«Работа
с принадлежностей для мастерицы. Упражнять
иголкой
и детей правильно держать иголку и напѐрсток.
напѐрстком»
Воспитывать интерес к шитью изделий иголкой.

«Намт»
«Игольница»

2
3

«Игольница»

4

«Намт»

Познакомить детей с игольницами. Учить детей
кроить и украшать игольницу бисером, мехом.
Воспитывать любовь к народным предметам
быта обско – угорских народов. Ввести в
активный словарь «намт» - игольница, «хурам» узор, «хураман намт» - красивая игольница.

Образцы игольниц,
сукно, ситец или
сатин, бисер, кусочки
меха

Учить детей шить игольницу, закрепляя Сукно, бисер, кусочки
последовательность
выполнения
работы. меха, ножницы,
Упражнять детей в украшении середины и краѐв образцы игольниц.
игольницы. Развивать чувства ритма, цвета.
Ввести в активный словарь «намт», «ѐнтты
хурам» - шить узоры.
Декабрь

1
2

3

4

«Мешочек
для Продолжать шить из ткани или сукна мешочек,
мастерицы»
показать
последовательность
изготовления,
«Тучан хир»
приготовить выкройку. Упражнять в умении
вырезать орнамент. Развивать чувство цвета,
ритма. Воспитывать интерес к изделиям
декоративно – прикладного
.
«Новогодняя
Продолжать учить вышивать швом «вперѐд Самостоятельный
игрушка»
иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к выбор рисунка и
товарищам.
материала, альбом с
рисунками.
«Женские
украшения»

Раскрыть функциональное значение предметов
женских украшений.
Характеристика предметов женского украшения,
Сумочка – «тутчан», нагрудник – «Турлопс».
Январь

1

2

«Турлопс»
«Нагрудник»

Познакомить детей с женским нагрудным
украшением из бисера. Учить детей нанизывать
на иголку или леску, сочетая каждый ряд по
цвету. Воспитывать у детей чувство цвета,
усидчивость, доводить начатое дело до конца.

Бисер, леска или
иголка с ниткой,
кусочек ткани,
нагрудники.

Самостоятельная Помочь детям делать нагрудник из разноцветных
работа.
бисеринок.
Февраль
1
2

«Женские
Расширить представления о комплекте женской Головной
головные уборы и одежды, познакомить детей с прическами, Платок.
украшения».
накосными украшениями, показать их роль в
определении социальновозрастного статуса
Обычай избегания. Манеры ношения платка.
Налобные повязки. Характеристика причесок.
Косы. Обмотка кос. Ложные косы.

убор-

3
4

«Узоры
из
пуговиц
для
женских
украшений»
(воротник - рок).
Самостоятельная
работа.

Учить детей пришивать пуговицы орнаментом Сукно,
бисер
и
(рисунком). Упражнять детей в составлении пуговицы
разного
мозаики из пуговиц. Воспитывать интерес к цвета.
изготовлению женского украшения (воротник –
рок).

Март
1
2

3

4

«Украшение
из
бисера
для
женского
воротника - рок»

Продолжать учить детей составлять узор из
бисера. Упражнять детей располагать по 5
бисеринок вертикально в ряд, составлять
квадратики из разного бисера.
Расширять
чувство
цвета,
воспитывать
интерес
к
изготовлению изделий и бисера.

Бисер разного цвета,
ситец
или
сукно
квадратной
формы,
образец
воротника,
лист
бумаги
и
фломастеры.

«Женская одежда Изучить
комплект
женской
одежды. Одежда - историкои обувь»
Традиционные правила ухода за одеждой и этнографический
обувью.
источник.
Глухая
нательная
одежда-платье.
Распашной
халат.
Распашная шуба из
оленьего меха (сах).
Пояс. Обувь - нырики.
Апрель

1
2

3
4

«Лытов
сал Продолжать знакомить детей с 2-3 украшениями
йилта»
для манжеты платья. Учить детей на полоске
«Украшение для составлять несложный узор из бисера, (по
манжета
прямой линии нанизывать по 2 – 3 бисеринки, и
хантыйского
т.д.). воспитывать интерес к изготовлению
платья»
украшений для одежды.

Бисер 2 – 3 цветов,
тонкая
ткань
прямоугольной формы,
игольница с иголкой,
образцы украшений из
бисера.

«Детская одежда Дать представления о традиционных материалах
и обувь».
для изготовления одежды, показать
комплект детской одежды, виды кроя.
Май

1
2

«Мужская
и обувь».

одежда Показать полный комплект мужской одежды, ее Малица
и
кумыш.
функциональность, элементы украшения. Уточнять, Мужской пояс. Мужская
что особенности одежды зависят от разделения труда. летняя одежда. Мужская
зимняя одежда. Принцип
многослойности.

Учебно-тематическое планирование занятий в подготовительной к школе группе.
Октябрь
Неделя

1
2

Тема
Орнаментальная
символика.
Отличительные
особенности
хантыйского
(мансийского
орнамента).

Задачи

Оборудование и
материал

Познакомить с многообразием орнаментального Образцы орнаментов
искусства хантов: его структуры, композиции,
стилистики, семантики. Рассмотреть орнаменты,
выявить
прямолинейное
и
криволинейное
исполнение,
симметричное
и
ассиметричное
расположение, частичную и полную орнаментацию
предмета, построение по прямоугольной и
косоугольной сетке, бордюры, и розетки, узоры с
названиями и без них. Выявить схожие и
отличительные черты в орнаментации одежды ханты
и манси.

3

Процесс
изделий.

создания Продолжать знакомить детей с процессом создания и
восприятия изделий. При этом в традиционной
культуре
дать
понять,
что
в
создании
последовательно и четко проводился принцип
разделения совместной деятельности детей и
взрослых

4

Работа с бисером, Продолжать знакомить с бисерными украшениями
работа с тканью.
как «письменная» история народа в орнаменте.
Объяснить детям, что сенсорика и сензитивные
качества
постоянно
усиливают
образность
художественного мышления, а вместе с ним
способность освоения других – более сложных задач:
целостности ансамбля костюма, завершенность
силуэта, доминантность декоративных вставок с
присущей яркостью и красочностью изделий из
стекла, керамики.

Ноябрь
1
2

«Ханты ухшам»
«Хантыйский
платок»

Учить детей шить из лѐгкой ткани (ситец, сатин)
платок. Продолжать вырезать из ткани квадрат и
прямоугольные полоски для оформления краѐв
платка. Развивать у детей глазомер, прививать детям
желание изготовлять хантыйский платок для
женщины.
Ввести в активный словарь слова «ухшам» - платок,
«ѐнтты» шить.

3

«Акань
– Познакомить детей с хантыйскими куклами – акань.
хантыйская кукла» Обратить внимание на особенности кукол.
Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле –

Кусочек разноцветной
ткани, иголка, нитки,
однотонная ткань,
образцы платков.

акань, развивать чувство гордости за свой народ
через национальные традиции.

4

«Акань
– Учить детей изготавливать хантыйскую куклу –
хантыйская кукла» акань, показать последовательность еѐ изготовления:
голова складывается из разных прямоугольных
лоскутков, платье из прямоугольника, и на него
нашиваются прямые полоски. Воспитывать у детей
интерес к хантыйской кукле – акань, развивать
чувство гордости за свой народ через национальные
игрушки.

Декабрь
1

«Платок
для Продолжать учить детей делать платок для куклы –
юганской куклы - пакы. Упражнять в выдѐргивании по краям ниток для
пакы»
кистей платка. Воспитывать у детей аккуратность,
развивать усидчивость, доводить начатое дело до
конца.

2

«Пакы – юганская Познакомить детей с юганской куклой – пакы. Учить
кукла»
детей выделять особенности изготовления куклы.
Упражнять детей в спиральном завѐртывании
полосок для головы, украшать полосками ткани
голову. Прививать интерес к изготовлению юганской
куклы – пакы, длина полосок 10 – 15 см., ширина 2 –
3 см., ткань для изготовления платья.

3

«Халат
ханты»

4

Изготовление
игрушкиголоволомки
«Олень и
олененок».

юганских Учить детей шить халат для куклы – пакы.
Упражнять детей украшать полосками разной
ширины края халата. Воспитывать любовь к
прикладному искусству народов ханты.
Познакомить
головоломки.

с

принципом

Ткань квадратной или
треугольной формы,
ножницы, иголка с
ниткой, образец
платка.

Сукно квадратной
формы, бисер, полоска
сукна, образец халата
для куклы – пакы.

изготовления Трафареты, картон.

Январь
1

«Знакомство с
берестой, с
берестяными
изделиями»

Познакомить детей с материалом бересты, еѐ
качеством, показать разные изделия из бересты.
Воспитывать интерес к берестяным изделиям,
изготовлять изделия. Ввести в активный словарь
слова: «тунты», «йинал», «сэн», «хинт», «зонщуп».

2

«Домашняя утварь Дополнить представления о хозяйственной утвари
из дерева».
изделиями из дерева, показать связь формы и
применения с культурой кочевников-скотоводов.
Уточнить, что в отличие от бересты, обработка
дерева – это мужская работа.

Плоскодонные
сосуды, кузовки,
Плетенная посуда –
корневатики.
Кедр, береза,
лиственница, осина.
Ложки, черпаки.
Цельнодолбленные
блюда.
Ступки.

3

«Сэн» - короб для Продолжать знакомить детей с берестяными
хранения
изделиями. Помочь детям сшить из тонкой светлой
продуктов.
бересты сэн. Упражнять детей сгибать углы,
прошивать края короба (сэн). Развивать у детей при
работе аккуратность, воспитывать интерес к
изготовлению берестяных изделий.

Февраль
1

Работа с мехом, Познакомить с народными
работа с ровдугой промыслами. Забытое и новое.
(замшей), рыбьей
кожей.

2

Работа с бисером, Познакомить
с
бисерными
украшения
работа с тканью.
«письменная» история народа в орнаменте

3

Орнаментальная
символика.
Отличительные
особенности
хантыйского
(мансийского
орнамента).

4

художественными

как

Познакомить с многообразием орнаментального
искусства хантов: его структуры, композиции,
стилистики, семантики. Рассмотреть орнаменты,
выявить
прямолинейное
и
криволинейное
исполнение,
симметричное
и
ассиметричное
расположение, частичную и полную орнаментацию
предмета, построение по прямоугольной и
косоугольной сетке, бордюры, и розетки, узоры с
названиями и без них. Выявить схожие и
отличительные черты в орнаментации одежды хантов
и манси
Март

1

Обско-угорские
Показать разнообразие орнаментов, дополнить
орнаменты
в знания об орнаментальном искусстве. Ведь именно в
изделиях.
Их орнаменте наиболее отчетливо отображаются
значение.
стилистика народного искусства, воплощающая его
миропонимание и мироотношение, придающая
художественному произведению реалистический
характер.

2

Поселения
и Показать принципы расположения поселений,
жилища.
Выбор возможные способы укрепления отдельных из них,
места
под раскрыть роль археологии в реконструкции
поселение.
Типы поселений и жилищ, привести примеры разных типов
поселений.
поселений.

3

Жилые постройки. Дать представления о типах жилищ обских угров,
Земляной дом.
описать принцип устройства традиционного зимнего
жилища, познакомить с представлениями о доме как
модели микрокосмоса.

Береста прямоугольной
формы, иголка,
продольные полоски из
бересты.

Жилые постройки. Особенности
конструкции
чума,
порядок
Чум.
расположения семьи в нем. Представления о доме как
модели микрокосмоса.

4

Апрель

1

«Чум - переносное Цель занятия: Расширить знания детей о видах
жилище
обских традиционного
жилища
обских
угров,
их
угров».
конструкции и декором. Способствовать развитию
творческой и познавательной активности.

Цветная бумага, клей
ПВА, линейка, ножницы,
деревянные палочки
(зубочистки, шпажки),
тонкий картон формата.

2

Хозяйственные
постройки.

3

Орнаменты обско– Продолжать
знакомить
с
орнаментальным Различные орнаменты в
угорских народов искусством народов ханты и манси, дополнить национальной одежде.
понятие об орнаменте, семантикой и мифологией
орнамента.

4

Изготовление
Познакомить детей с ажурной техникой плетения.
кулона: «Рога
Воспитывать интерес к изделиям из бисера,
маленького оленя» дополнить знания об орнаментальном искусстве,
изготовлять изделие.

Особенности конструкции хозяйственных построек
(лабаз, навес, кораль и т.п.). Значение и особенность
построек. Легенды, связанные с лабазом.

Май

1
2

Продолжать изготовлять изделие.

Критерии уровня развития детей по прикладному творчеству:
Знать историю народной куклы – акань и связанные с ней культурные
традиции.

1.
2.

Знать названия изученных кукол.

3.

Уметь правильно совершать технические действия: завязывать узелок.

4.

Уметь спрашивать и советоваться по ходу выполнения работы.

5.

Уметь правильно организовывать рабочее место.

6.

Соблюдать технику безопасности на рабочем месте.

7.

Проявлять интерес к народному творчеству.

8.

Овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими
инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приѐмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку»,

«тамбурный», «стебельчатый»;
‒ приѐмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определѐнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с
инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания;
‒ умеет набирать бисер на проволоку;
‒ внимателен, выполняет инструкции взрослого, активен, заинтересован.

5. Мониторинг качества образования по прикладному творчеству.
Мониторинг развития детей по рабочей программе «Мисне» проводится 2 раза в год: за
1 полугодие – в декабре, за 2 полугодие - в апреле.
Мониторинг развития детей по прикладному творчеству.
Сформирован устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству
обских угров; имеет представления о традициях и праздниках:

1.

балла – активно интересуется народной культурой обских угров, имеет
представления о традициях и праздниках;

3

2 балла – испытывает затруднения в представлениях о традициях и праздниках обских
угров, недостаточно проявляет интерес к культуре обских угров;
1 балл – не имеет представления о традициях и праздниках обских угров.
Использует в активной речи потешки, считалки, загадки; знает народные
игры обских угров; проявляет активность в продуктивной деятельности и в
беседе о народных традициях:

2.

балла – успешно использует в активной речи потешки, считалки, загадки; знает
народные игры обских угров; проявляет активность в продуктивной деятельности и в
беседе о народных традициях;

3

2 балла – испытывает затруднения при использовании в активной речи потешек,
считалок, загадок; знает мало народных игр обских угров; недостаточно проявляет
активность в продуктивной деятельности и в беседе о народных традициях;
1 балл – не использует в активной речи потешки, считалки, загадки; не знает народные
игры обских угров; не проявляет активность в продуктивной деятельности и в беседе о
народных традициях.

3.

Соблюдает правила безопасного пользования инструментами:

3 балла – успешно соблюдает правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

2 балла – испытывает затруднения при соблюдении правил безопасного пользования
ножницами и иголкой;
1 балл – не соблюдает правила безопасного пользования ножницами и иголкой.
4. Умеет работать по образцу. Умеет планировать работу, рассказывать об
основных этапах воплощения замысла:
3 балла – успешно работает по образцу; умеет планировать работу, рассказывать об
основных этапах воплощения замысла;
2 балла – умеет работать по образцу; но испытывает затруднения при планировании
работы, рассказывании об основных этапах воплощения замысла;
1 балл – не сформировано умение работать по образцу, не умеет планировать работу,
рассказывать об основных этапах воплощения.
5. Владеет элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и
простейшими инструментами:
3 балла – успешно владеет элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и
простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
2 балла – испытывает затруднения в элементарных трудовых умениях при работе с
тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
1 балл – не владеет элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и
простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
6. Владеет приѐмами и способами работы по технологии вышивки «вперед
иголку», «нанизывает бисер», владеет приѐмами и способами пришивания
пуговиц, бусин, бисера с 1, 2 и 4 отверстиями:
3 балла – успешно сформировано;
2 балла – сформировано, но испытывает затруднения;
1 балл – не сформировано.
7. Владеет приемами бисероплетения и бусоплетения:
3 балла – успешно владеет приемами бисеро и бусоплетения;
2 балла – владеет приемами бисеро- и бусоплетения, но испытывает затруднения;
1 балл – не владеет приемами бисеро- и бусоплетения.
9. Владеет навыками экономного расходования материала, бережного обращения
с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте:
3 балла – успешно владеет навыками экономного расходования материала, бережного
обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
2 балла – испытывает затруднения при экономном расходовании материала, бережном
обращения с инструментами, поддержании порядка на рабочем месте;
1 балл - не владеет навыками экономного расходования материала, бережного
обращения с инструментами.

9. Проявляет эмоциональную отзывчивость;
3 балла – успешно проявляет эмоциональную отзывчивость;
2 балла – не всегда эмоционален;
1 балл – не проявляет эмоциональную отзывчивость.
Итого:
22-27 баллов – высокий уровень развития;
14-22 балла – средний уровень развития;
9-13 баллов – низкий уровень развития.
Список средств обучения.

1.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

2.

Учебно-наглядные пособия: схемы, модели.

Оборудование: образцы народных тряпичных кукол, ткань, нитки,
деревянные палочки, ножницы, бисер, проволока, леска, иголка, игольница.

3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».