Программа кружка "ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА" старший возраст на 2023-2024 учебный год

1

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

2

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол №1
От «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий НРМДОБУ
«Детский сад «Медвежонок»
М.К. Микушина
Приказ № 85-од
от 31.08.2023 г.

Программа кружковой деятельности
для детей 5-7 лет
«Школа экскурсовода».
Срок реализации: 1 год.

Составитель:
Учитель-логопед
Андреева А.В.

С. Чеускино

3

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Паспорт к программе кружка «Школа экскурсовода».

3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

6

1.1

Пояснительная записка.

7

1.2

Цели и задачи реализации программы.

7

1.3

Характеристика особенностей развития детей дошкольного

8

I

возраста 5-6 лет.
1.4

Планируемые

результаты

как

ориентиры

освоения

10

воспитанниками программы 5-7 лет.
II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Образовательная деятельность в соответствии ФГОС ДО.

11

2.2

Комплексно-тематическое планирование.

12

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Расписание образовательной деятельности.

14

3.2

Учебный план.

14

3.4

Достижения

детьми

планируемых

результатов

освоения

14

программы.
Список литературы

16

4

ПАСПОРТ К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА»
Наименование
дополнительной
образовательной
услуги
Основание для
разработки
программы

Программа кружковой деятельности для детей 5-7 лет
«Школа экскурсовода».

Разработчик
программы
Исполнители
программы
Цели программы

Андреева Алена Владимировна, учитель-логопед.

Конституция РФ (ст. 43,72).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным
программам
дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16
«О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения».
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях» Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Андреева Алена Владимировна, учитель-логопед.
Развитие связной речи дошкольников с ОНР через
освоение детьми роли экскурсовода.

5

Задачи программы

1. Знакомить детей с культурными традициями
русского и хантыйского народов, их бытом,
обычаями,
фольклором,
праздничным
календарем.
2. Научить детей приѐмам и навыкам
краеведческой и музейной деятельности в
качестве экскурсовода.
3. Обогащать речь, развивать активный словарь
детей за счет формирования у детей
определенного
объема
информации
о
музейном пространстве.
4. Прививать музейную культуру дошкольникам
средствами экскурсионной работы.
5. Раскрыть через предметы, экспонаты
выставки, экспозиции в доступной форме
уникальную историю русского и хантыйского
быта.
6. Воспитывать любовь и привязанности к своей
семье,
дому,
воспитывать
бережное
отношение к культурному наследию родного
края.

Контингент
Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет).
обучающихся
Продолжительность 30 часов (30 недель)
реализации
программы
Режим занятий
Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю,
продолжительность 25 минут.
Форма организации Форма обучения - очная, занятия могут быть как
процесса обучения групповыми, так и индивидуальными. Виды занятий
могут быть разнообразными (теоретические и
практические): беседы, экскурсии, посещение музея,
тематические вечера, встречи и беседы с интересными
людьми, интервьюирование и др.
Ожидаемые
- Усвоение воспитанниками таких понятий, как
конечные
экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей;
результаты
- Формирование широкого кругозора,
коммуникативных навыков – дети готовы к новым
формам общения, используя связную диалогическую и
монологическую речь.
- Овладение практическими навыками экскурсовода.
Каждый ребѐнок может выступить в роли
экскурсовода и рассказать много интересного
6

Организация
контроля
за реализацией
Программы
Срок реализации
Программы

родителям, гостям, посетителям музея.
Контроль за реализацией программы осуществляет
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
Совет педагогов
1 учебный год

7

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса в ДОУ
стала его этнокультурная направленность. Национальная доктрина образования в
Российской Федерации до 2025 года, тесно увязывает цели и задачи образования
с преодолением социального и духовного кризиса современного российского
общества,

указывает

на

необходимость

«обеспечить

историческую

преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры,
воспитание ребенка достойным гражданином своего Отечества».
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь
воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных
традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим
поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно
считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу,
селу, округу, области, стране, к природе родного края, к культурному наследию
своего народа.
В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей
осуществляется посредством реализации регионального компонента.
Программа «Школа

экскурсовода» создана

для того, чтобы обеспечить

духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить
детей с музейным пространством, привить любовь к родному краю, к культуре
русского и хантыйского народа, привлечь детей к проведению экскурсий по
музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсии
раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также
для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить
детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только
смотреть, но и видеть, наблюдать.
8

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет.
Количество детей в группе составляет 12 человек.
Курс рассчитан на один год обучения в объеме 30 часов.
Время занятий составляет 25 минут, занятия проходят 1 раз в неделю.
1.1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:
Подготовить экскурсоводов для экспозиций мини - музеев русского и
хантыйского быта «Русская изба» и «Юрты Чеускины».
Задачи:
7. Знакомить детей с культурными традициями русского и хантыйского
народов, их бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем.
8. Научить детей приѐмам и навыкам краеведческой и музейной
деятельности в качестве экскурсовода.
9. Обогащать

речь,

развивать

активный

словарь

детей

за

счет

формирования у детей определенного объема информации о музейном
пространстве.
10.Прививать

музейную

культуру

дошкольникам

средствами

экскурсионной работы.
11. Раскрыть через предметы, экспонаты

выставки, экспозиции

в

доступной форме уникальную историю русского и хантыйского быта.
12.Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать
бережное отношение к культурному наследию родного края.
Принципы функционирования программы


Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные,
нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое
значение;
9

 Принцип научности – направлен на формирование у воспитанников
умений и навыков, способствующих развитию их познавательной
активности, усвоению новых терминов и понятий;
 Связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях,
воплощаются в практической деятельности;
 Принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и
развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской
взаимопомощи;
 Принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе
реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;


Принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых
качеств, развитие их как членов общества.
Реализация программы рассчитана на использование традиционных и
нетрадиционных

форм

воспитания,

нестандартных

воспитательных

технологий, развивающих методов и приемов.

1.2.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
5-7 лет
Характерной

особенностью

данного

возраста

является

развитие

познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у
ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста
начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К

концу

дошкольного

возраста

происходит

развитие

произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую
роль в организации психических процессов.
10

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого
уровня

достигает

развиваться

развитие

логическое

наглядно-образного

мышление,

что

мышления

способствует

и

начинает

формированию

способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего

мира, формированию способности

сравнения, обобщения,

классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие
творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные
ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется
активный словарный запас и развивается способность использовать в активной
речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 5-7 лет характерна эмоциональность и большая
значимость эмоциональных реакций.
Психическое

развитие

и

становление

личности

ребенка

к

концу

дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5-7
летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности
своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение,
которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет формируется рефлексия, т.
е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних
позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и
личностной сферы ребенка 5-7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над
мотивом «я хочу».
Ребенок 5-7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные
сферы.
11

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций
к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В
результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на
протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может
полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за
рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественнозначимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной
позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и
особенностей личностного и психического развития детей 5-7 летнего возраста.
1.4. Планируемые результаты как ориентир освоения воспитанниками
программы:
Усвоение воспитанниками таких понятий, как экспонат, экскурсия,
экскурсовод, музей;
Формирование широкого кругозора, коммуникативных навыков – дети
готовы к новым формам общения, используя диалогическую и монологическую
речь.
Овладение практическими навыками экскурсовода. Каждый ребѐнок может
выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного родителям,
гостям, посетителям музея.

II.
2.1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная деятельность в соответствии ФОП ДОУ.
12

Музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач
речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и
их семей. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их
творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Методы и формы работы:
Словесный – беседы, рассказы, дидактические игры, загадки, викторины.
Наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг,
буклетов, фотографий из фонда музея;
Театрализация (драматизации казачьих сказок, инсценировки песен и малых
фольклорных форм)
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне
усваивает

информацию,

а

дети-слушатели

воспринимают

слова

своего

сверстника с большим вниманием и отдачей).
Посиделки, чаепитие «У бабушкиного самовара». Виртуальные путешествия.
Формы взаимодействия с родителями:
Экскурсии всей семьѐй;
Буклеты для родителей «В музей вместе с ребѐнком», «Как организовать
посещение музея?»
Проведение онлайн - экскурсий для родителей.
Проведение мастер-классов.
Привлечение родителей к сбору познавательного материала и экспонатов для
пополнения мини-музея ДОУ.
Посещение родителями и детьми музея ДОУ.
№

Тема

Цель

Методические приемы
13

1

Познакомить родителей с
задачами развития ребенка
Семинарчерез музейную педагогику.
практикум
Привлечь родителей к
«Значение музея
активному участию в
в развитии
создании мини-музеев.
ребенка».
Способствовать
культурному росту семьи.

2
Консультация
«Идем в музей»
Памятка для
родителей

Беседа по вопросам:
«Какой музей города
Обогащать педагогические
можно посетить».
умения родителей.
Способствовать повышению «На что необходимо
обратить внимание
внимания к
ребенка во время
познавательному и
экскурсии?»
эстетическому развитию
ребенка.
Рекомендации по
посещению музея.

3

Беседа с
родителями
после
посещения
музея.

Видео экскурсия в
Русский музей.

Способствовать развитию у
родителей уверенности в
своих воспитательных
возможностях.

Беседа по вопросам:
«Какие экспонаты
заинтересовали вас и
ребенка?»
«Что из рассказа
экскурсовода
запомнилось больше
всего?»
«Что посоветуете
другим родителям?»
«Куда решили пойти в
следующий раз?»

4

Мастер-класс
«Семейная
творческая
мастерская –
валяние миниваленок».

Научить родителей
составлению публичного
выступления с детьми об
экспонатах мини-музея
«Русская изба». Вовлечь
родителей в познавательный
диалог с детьми.
Направить инициативу
взрослых на познание
интересов своего ребенка,
эмоциональное сближение с
ним, соучастие в общей
деятельности.
14

Коммуникативная игра
«Экскурсия в минимузей»
сюрпризные моменты,
конкурсы, викторины.
Высказывание
родителей о посещение
музеев.

5

6

Выставка
экспонатов
мини-музея
«Русская изба».
Экскурсия в
музей ДОУ «Я
поведу тебя в
музей» (дети
выполняют роль
экскурсовода)
2.2.

№

Способствовать повышению
Поделки, фото,
внимания родителей к
экспонаты
музейной педагогике.
Познакомить родителей с
итогами работы «Школы
экскурсоводов»

Рекомендации по
посещению выставок в
музее.

Комплексно-тематическое планирование
Дата

Тема

Объём/часы

04.10.23. Экскурсия в музей.

1/25

2

11.10.23. Что такое музей? Правила поведения в музее.

1/25

18.10.23. Музейные

1/25

5

профессии.
Знакомство
с
профессией экскурсовод.
25.10.23. Конструирование
на тему: «Экспозиции
музея».
01.11.23. Целевая экскурсия по детскому саду.

6

08.11.23. Наш любимый детский сад. Рассказы детей о

1/25

3

Октябрь

1

4

1/25
1/25

10

06.12.23. Экскурсия в стихах. Выставка хантыйских

1/25

11

писателей и поэтов.
13.12.23. Экскурсия в мини - музей «Русские валенки».

1/25

20.12.23. Выставка «Новогодняя открытка».

1/25

13

27.12.23. Знакомство с русскими народными зимними

1/25

14

10.01.24. Рассказы детей о русских народных играх.

1/25

17.01.24. Посещение

1/25

8

12

Декабрь

7

Ноябрь

9

детском саде.
15.11.23. Знакомство
с
экспонатами
мини-музея
«Русская изба».
22.11.23. Экскурсия «История русского народного
костюма».
29.10.23. Посещение мини-музея «Такая разная кора».

1/25
1/25
1/25

15
16

Январь

играми.

самовара».
24.01.24. Составление
самоваре.

выставки

«История

описательных
15

русского

рассказов

о

1/25

29.01.24. Посиделки у самовара.

1/25

18

07.02.24. Бабушкин сундук. Куклы наших бабушек.

1/25

19

14.02.24. Составление описательных рассказов «Костюм

1/25

20

куклы».
21.02.23. Знакомство

1/25

Февраль

17

с

хантыйскими

праздниками.

Обряд угощения Луны «Тылащ пори».

21

28.02.24. Хантыйские орнаменты.

1/25

22

06.03.24. О чем может рассказать хантыйская одежда.

1/25

24

Март

23

27.03.24. Хантыйская посуда. Аппликация «Украшаем

25

03.04.24.

Апрель

26

27

Дидактическая игра «Найди пару».
13.03.24. Профессии народов севера. Составление
описательного рассказа о профессии оленевод.
20.03.24. Профессии народов севера.

10.04.24.

посуду».
Ворона в мифах народа ханты и манси.
Традиционный праздник народов ханты
«Вороний день». Выставка «Птицы нашего
края». Составление описательного рассказа
«Ворона».
Экскурсия в мини – музей «Музыкальных
инструментов». Составление описательного
рассказа о музыкальном инструменте.
Подготовка к экскурсии «Что я знаю о селе
Чеускино».
«Что я знаю о своѐм селе Чеускино».

17.04.24.

29

24.04.24.

30

08.05.24. Открытое занятие «Я поведу тебя в музей».

Май

28

Всего

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

1/25
1/25
1/25
1/25

1/25

1/25
1/25
1/25
30/750 мин.

Расписание образовательной деятельности

3.1.
Наименование
услуги
«Школа
экскурсовода»

3.2.

Форма Кол-во
заняти детей
я
Групп
12
овая
дети
от 5 до
7 лет

День
недели
Среда

Время
проведения
16.30-16.25

Исполнитель
Учитель-логопед

Учебный план

Наименование услуги

Форма
Коли
проведения честв
о
детей

Длитель
ность
занятия
(минуты)

«Школа экскурсовода»

Групповая

25

12

Количест
во
занятий
в неделю
на одну
группу
1

Количест
во
занятий
в месяц
на одну
группу
4

Всего: 30 занятий в год.
* По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1.
3049 - 13:
- для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не
более 25 мнут.

3.3.

Достижение детьми планируемых результатов освоения
программы.
Форма промежуточной и итоговой аттестации - собеседование.
Вопросы для собеседования:
1. Что такое «экскурсия»?
2. Для чего люди проводят экскурсии?
3. Что такое «маршрут экскурсии»?
4. Что такое «портфель экскурсовода»?
5. Что должен уметь экскурсовод, какими качествами обладать?
Критерии оценивания при собеседовании:
17

Отлично: 95%-100% правильных ответов, глубокие познания в
освоенном материале - 5 баллов;
Хорошо: 75%-94% правильных ответов, материал освоен полностью,
без существенных ошибок – 4 балла;
Удовлетворительно: 51%-74% правильных ответов, материал освоен
не полностью, имеются значительные пробелы в знаниях – 3балла.
2. Форма промежуточной и итоговой аттестации - описание
музейного экспоната
Оценка описания музейного экспоната:
ФИО____________________________________________________
Показатели:
- соблюдение последовательности: наименование, описание внешнего
вида, материал, размер, сохранность, легенда от 1 до 5 б;
-грамотность речи от 1 до 5 б;
- эмоционально-художественная настроенность, риторические
способности от 1 до 5 б;
Обработка результатов:
высокий уровень – от 10 до 15 б.
средний уровень – от 5 до 10 б.
низкий уровень – от 0 до 5
3. Форма промежуточной и итоговой аттестации - проведение
экскурсии Оценка проведения экскурсии:
ФИО____________________________________________________
Показатели:
- полнота информационно-справочного и функционального описания
экскурсии от 1 до 5 б.;
- логика изложения, содержательность, грамотность от 1 до 5 б.;
-общее восприятие (эмоциональность, убедительность, визуальные и
музыкальные средства и др.)
18

Обработка результатов:
высокий уровень – от 10 до 15 б.
средний уровень – от 5 до 10 б.
низкий уровень – от 0 до 5 б.

Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение экскурсий для гостей и воспитанников детского сада.
• Проведение выставок работ воспитанников:
– в картинной галерее,
– в фойе детского сада.
• Участие в конкурсах и выставках окружного значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.

Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском
саду [Текст]: / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М.: Линкопресс,2008. С. - 21-41; 68-80.

2.

Микляева, Н.В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду [Текст] / Н.В.
Микляева, Н.Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011.
С. – 6-15; 67-71.

3.

Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду [Текст] /
Т.В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.

4. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Конспекты занятий по этнографии и
народоведению в ДОУ. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр
педагогического образования» 2007г.

5. Гебова В. В. Составление описательных рассказов/ Гербова В. В.
// Дошкольное воспитание. - 1981. - №9.

6. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. Музейная педагогика. Из
опыта методической работы. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».