Программа кружка "ЮнЭк" на 2023 - 2024 учебный год

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Медвежонок»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
НРМ ДОБУ «Детский сад «Медвежонок»
Протокол № 1
От «31» августа 2023 год

УТЕРЖДАЮ:
Заведующий НРМДОБУ
«Детский сад «Медвежонок»
________ М.К. Микушина
Приказ № 85-од
От «31» августа 2023 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(ЮнЭк)
Возраст учащихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчики программы:
Воспитатели: Седирова Л.В.
Бархатова А.В.

с. Чеускино
Основные характеристики дополнительной
общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Данная программа построена на основе природоохранного социальнообразовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей
дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной
просветительской работы по формированию у населения экологического сознания,
культуры природопользования.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается
необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

 Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического
образования населения», 1994г;
 Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных
учреждениях Российской Федерации», 1994г;
 Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где
дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
 Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в
2017 году в Российской Федерации Года экологии. В 2017 году проходил Год экологии и
Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщалось на официальном
сайте Минприроды России.
Направленность программы экологическая, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия
экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают
углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания
человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план,
то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей
к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче
всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся
наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Актуальность программы
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система
ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием
ближайшего окружения, с которого начинается Родина маленького человека. Природа,
история и культура родного края должны стать основой, вокруг которой строится
педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество
детей и взрослых.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и
образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут
вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, к ―рукотворному миру‖, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием
экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той
или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно
разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на
формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся
на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет:

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об
окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки,
а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее
привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного
мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных
предметов и явлений.
Цель: формирование у детей системы ценностных отношений к природе,
животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и,
как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребѐнка культуры
природолюбия.
Задачи:
 дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием
животного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту
родной природы;
 расширять представления об охране природы, формировать действенное
отношение к окружению, природе в нашей области;
 способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и
природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
 расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;
 воспитывать у детей культуру Природолюбия.
Формы и режим занятий:
Чтение;
Беседа;
Наблюдение;
Обсуждение;
Игра;
Просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
Викторина;
Конкурс;
Прогулка;
Экспериментирование;
Экологическая тропа;
Акция;
Тематическое мероприятие.
Режим занятий: проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
Общее количество часов в год – 30 часов
Количество часов в неделю – 1 час.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 20-30 минут в соответствии с нормами
СанПин.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
 называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
 правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
 владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
 знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
 понимать ценность природных объектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется индивидуально и в
соответствии с рекомендациями, основанными на методике О. Соломенниковой,
направлена на выявление следующего:
в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
(природоохранного, эстетического, познавательного).
Материально-техническая база представляет собой:
зеленый дом (растения зеленого дома, оборудование по уходу за комнатными
растениями);
уголок экспериментирования (в группе);
экологическая тропа (оборудованная экологическая тропа на территории детского
сада).
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через тематические
выступления на родительских собраниях, консультациях, оформление информационных
листов в группе, проектную деятельность, конкурсов и так далее.
Учебно-тематический план
Тема

Всего
часов

В том числе
Теория

Практика

Тема 1. Оформление стенда «ЮнЭк»
Тема 2. Посвящение в ЮнЭк.
Тема 3. Знакомство с Лесовичком –
хозяином экологической тропы.

3

2

1

Тема 4. Акция «Сохраним кедровые леса!»
Тема 5. Проведение фотовыставки «Кедржемчужина Сибири!».
Тема 6. Чтение и обсуждение

3

2

1

литературных произведений о природе, об
охране природы.
Тема 7. «Метеостанция».
Тема 8. Тематическое занятие «Вторичная
переработка мусора».
Тема 9. «Перелетные птицы»
Тема 10. Показ фильмов о природе нашего
края. Выставка работ из природного
материала.
Тема 11. Тематическое занятие «Животные
и растения»
Тема 12. «Птичья столовая»
Тема 13. «Ель, сосна»
Тема 14. «Кто как зимует»
Тема 15. Тематическое занятие «В
Природе, как и у Человека, есть свои
семьи и друзья»
Тема 16. «Путешествие в царство
комнатных растений»
Тема 17. Знакомство с Красной книгой.
Тема 18. Тематическое занятие «Природа –
твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
Тема 19. «Человек – часть природы».
Посадка огорода на окне
Тема 20. Показ фильмов о природе нашего
края.
Тема 21. Тематическое занятие «Человек
не может жить без Природы»;
Тема 22. Тематическое занятие «Давайте
не только любить и уважать, но и беречь и
защищать Природу»;
Тема 23. Создание фотоальбома
«Животные Югры»
Тема 24. Заучивание стихотворений о
природе.
Тема 25. Тематическое занятие «День
земли».
Тема 26. Акция «Противопожарная
безопасность в лесах».
Тема 27. Проведение Конкурса рисунка «Я
дружу с Природой!».
Тема 28. «Лекарственные растения»
Тема 29. «Альпийская горка»
Тема 30. Познавательно-экологическая

3

2

1

3

1

2

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

1

2

3

2

1

викторина «Знатоки природы».

Содержание учебно-тематического плана
Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Тема 1.
Оформление
стенда «ЮнЭк»

Совместно с детьми оформление стенда
«ЮнЭк» на ватмане (список детей, возраст)

Ватман, цветные
карандаши, фломастеры,
краски; журналы, газеты,
вырезки и т.п.

Тема 2.
Праздник
«ЮнЭк – друзья и
защитники
природы!».

Праздничное оформление группы согласно
теме.
Посвящение детей в «ЮнЭк». Беседа о
проекте «ЮнЭк»
Создание у детей радостного настроения.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветная бумага,
фломастеры, значки,
Дидактическая игра.
«Какой бывает вода?»

Тема 3.
Знакомство с
Лесовичком –
хозяином
экологической
тропы.

Познакомить детей с Хозяином тропы Лесовичком. Выполнить задания: изучить
карту-схему экологической тропы.
Продолжить знакомство с садовыми
деревьями. Обратить внимание детей на
отличительные особенности яблони и вишни
от других деревьев.

Лесовичок, карта-схема
экологической тропы.

Тема 4.
Тематическое
занятие «Природа
– твой друг! Приди
ему на помощь!»

Расширять представления о природе, о
богатстве природы.
Развивать познавательный интерес к природе.
Познакомить с особенностями природы
нашего края.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрации природы,
Модели поведения в
природе, пакеты для
мусора, корзинки.
Модель этажей леса,
д./игры: «Пищевые
цепочки», «Чей дом?».

Тема 5.
Проведение
фотовыставки
«Кедр-жемчужина
Сибири»
Тема 6.
Чтение и
обсуждение
литературных
произведений о
природе, об охране
природы.

Расширять представления о пользе кедра в
жизни людей.
Воспитывать бережное отношение к
кедровому лесу.

Ватман, цветные
карандаши, фломастеры,
фотографии.

Тема 7.
«Метеостанция»

Формировать представление о значении
погоды в жизни человека, растительного и
животного мира (народные приметы о

Формирование читательского интереса к
Книга для чтения в
произведениям о природе, об охране природы. детском саду и дома (5-7
Учить видеть в произведениях красоту
лет) В.В. Гербова и др.
окружающего мира.

Метеостанция

погоде);
Познакомить детей с назначением
метеорологической станции.
Тема 8.
Тематическое
занятие
«Вторичная
переработка
мусора».

Расширить знания о бытовых отходах,
необходимости раздельного сбора,
способствовать развитию у учащихся
коммуникативной культуры.
Воспитывать бережливое отношение к
окружающей среде.

Презентация «Вторая
жизнь бытовых отходов».
Настольная игра
«Сортировка мусора»

Тема 9.
«Перелетные
птицы»

Закрепить понятие «перелѐтные». Углубить
представление детей о причинах отлѐта птиц.
Знать их строение, внешние признаки, их
повадки и передвижение. Развивать чувство
ответственности по отношению к живой
природе.
Развивать самостоятельность в процессе
творческой деятельности.
Учить распознавать и называть по листьям и
плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5
садовых цветущих растений.
Воспитывать у детей любовь к природе
родного края.

Рассматривание
иллюстраций с птицами,
беседа о них;
дидактическая игра
«летает, не летает»,
лепка «Птицы».
видеофильм, природный
материал, оформление
выставки работ из
природного материала

Тема 11.
Тематическое
занятие
«Животные и
растения»

Закрепить значение внешних факторов в
жизни животных нашего края.
Познакомить детей с разнообразием видов
растений в природе.
Формировать знания: почва как верхний слой
земли, представление детей о том, что
вредных животных в природе нет, все
животные необходимы. Уточнить, обитатели
почвы /на примере дождевых червей/, их роль
в формировании почвы.
Воспитывать любовь и сочувствие к
животным.

Видеофильм «География
для самых маленьких»,
Дем. материал
«Животные нашего края».
Дид. игра «Чей след?»,
«Узнай по описанию»,
«Когда это бывает?»

Тема 12.
«Птичья
столовая»

Дать детям возможность проявить заботу о
птицах – кормить их, рассказать о пользе птиц
на Земле; развивать познавательную
способность дошкольников. Обратить
внимание на кормушки - из какого материала
они сделаны, какой формы. Оценить их
красоту и значимость.

Корм для птиц

Тема 13. «Ель,

Продолжить знакомство с хвойными
деревьями. Обратить внимание детей на детей
на сенсорные эталоны (форма, цвет, запах),
строение листьев-иголочек; дать детям
возможность потрогать.

Деревья на участке

Тема 10.
Показ фильмов о
природе нашего
края. Выставка
работ из
природного
материала.

сосна»

Тема 14.
«Кто как зимует»

Расширять и углублять представление о
зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить
отыскивать причины изменений в жизни
животных и птиц в изменении условий их
обитания, устанавливать причинноследственные связи. Развивать доказательную
речь. Воспитывать любовь к животным,
стремление помочь в трудных условиях.

Беседа о зиме
Д/и «Зоологическое
домино»
Карточки с изображением
домашних и диких
животных
Загадки о животных

Тема 15.
Тематическое
занятие «В
Природе, как и у
Человека, есть
свои семьи и
друзья»

Развивать интерес к природе родного края.
Учить замечать взаимодействие обитателей
леса.
Познакомить детей с разнообразием видов
растений и животных в природе.
Закрепить правила поведения в природе.

Аудиозапись «Голоса
животных».
Природный материал,
иллюстрации птиц,
животных, растений.
Дидактическая игра по
классификации птиц.

Тема 16.
«Путешествие в
царство
комнатных
растений»

Познакомить с новыми растениями (бегония и
герань) и со способами их черенкования.
Закрепить названия знакомых комнатных
растений (бальзамин, фикус). Продолжать
обучать детей описывать растение, отмечая
различие и сходство между ними,
характерные признаки. Поддерживать интерес
к комнатным растениям, желание наблюдать и
ухаживать за ними.

Рассматривание картины
из серии «Уход за
комнатными растениями»
Опыт по ознакомлению с
потребностями растений
(свет, тепло, влага,
почвенное питание)
Настольная игра «Цветы»

Тема 17.
Знакомство с
Красной книгой.

Познакомиться с Красной книгой.
Формировать представления о том, какие
виды животных занесены в Красную книгу.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Красная книга, листы,
фломастеры, карандаши

Тема 18.
Тематическое
занятие «Природа
– твой друг!
Значит, обижать ее
нельзя!»

Общие условия для растений, животных и
людей.
Необходимость создания соответствующих
условий близких к природным.
Закреплять умения вести себя на природе: не
ломать кустов и деревьев, не оставлять в
местах отдыха мусор.
Сезонные изменения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Природный материал.
Операция «Осторожно,
муравейник!»
Изготовление знаков
«Берегите природу».
Обучающий фильм
«Природа-друг»

Тема 19.
«Человек – часть
природы».
Посадка огорода
на окне

Закреплять представления детей о
потребности растения в почве, воде, свете,
тепле.
Уточнить и расширить знания детей о
разнообразии видов растений в природе.
Определение хорошего или плохого
состояния растений по внешним признакам,
выявление недостающих условий, способы
ухода, которые могут их восполнить
Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Опыты с семенами.
Огород на окне.
Семена, ящики с землѐй,
лопатки, палочки для
рыхления, лейки, модели
«Что нужно растениям»,
«Как ухаживать за
растениями».

Тема 20.
Показ фильмов о
природе нашего
края.

Учить детей наблюдательности.
Развивать интерес к природе родного края.
Выявить особенности жизни животных и
растений.

Дидактическая игра «Кто
заметит первым»,
«Угадай-ка».
Обучающий видеофильм.

Тема 21.
Тематическое
занятие «Человек
не может жить без
Природы»

Поддерживать детей в соблюдении
экологических правил, вовлекать в
элементарную природоохранную
деятельность. Формировать потребность и
желание жить в гармонии с природой.
Показать положительное и отрицательное
отношение современного человека с
природой.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Глобус, обучающие
видеофильмы, знаки
поведения в природе.
Маски-шапочки
животных.
Экологическая игра
«Берегите воду»

Тема 22.
Тематическое
занятие «Давайте
не только любить
и уважать, но и
беречь и защищать
Природу»

Закреплять умения вести себя на природе
Воспитывать чувство гордости за свою
планету: она единственная в Солнечной
системе «живая» планета, является общим
домом для всего живого, этот дом надо
беречь.
Способствовать формированию бережного
отношения к природе родного края.
Воспитывать любовь, заботу, сочувствие,
сопереживание.
Закрепить значение внешних факторов в
жизни животных.
Сезонные изменения в жизни животных.
Воспитывать любовь к животным.
Воспитывать доброту, отзывчивость,
бережное отношение друг к другу.

Просмотр видеофильма
«Дикая природа».
Дидактическая игра
«Невидимые нити».
Иллюстрации с
изображением насекомых,
картинки, видеофильм

Тема 24.
Заучивание
стихотворений о
природе.

Воспитывать понимание и любовь ко всему
живому, преодоление потребительского
отношения к природе родного края.

Тема 25.
Тематическое
занятие
«Природолюбие –
учебник нашей
жизни».

Обозначить закон природы: все животные
живут в тех местах, к которым они
приспособлены.
Дать понятие «Культура Природолюбия»

Хрестоматия для
подготовительной группы,
М.В. Юдаева. (Е. Серова
«Подснежник», К. Ибряев
«Здравствуй, родина
моя!» и др.)
Хрестоматия для средней
группы, Юдаева М.В.
(А. Плещеев «Осенняя
песенка», А. Барто «Я
знаю, что надо
придумать» и др.)
Правила поведения
человека в природе.
Роль человека в природноохранительной работе.

Тема 23.
Создание
фотоальбома
«Животные
Югры»

Фотографии животных,
листы, краски,
фломастеры, карандаши.

Тема 26.
Акция
«Противопожарная
безопасность в
лесах».

Сформировать у детей навыки безопасного
поведения в лесу. Развивать умение
ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Воспитывать сознательное отношение к
безопасности.

Презентации,
иллюстрации, дид. игры.

Тема 27.
Проведение
Конкурса рисунка
«Я дружу с
Природой!».
Тема 28.
«Лекарственные
растения.»

Учить находить связь с природой. Создание у
детей благоприятной атмосферы.
Воспитывать бережное отношение к природе

Цветные карандаши,
иллюстрации «Дети и
природа»

Организовать наблюдение за одуванчиками:
цветением, созреванием. познакомить детей с
разнообразием лекарственных растений, их
биологическими особенностями. Расширять
представление детей о свойствах
окружающего мира. Учить детей делать
выводы. Воспитывать бережное отношение к
природным ресурсам.

Презентация, гербарий

Тема 29.
«Альпийская
горка»

Формировать представления об «альпийской
горке», как разновидности цветника; дать
детям знания о составляющих частях «горки»
(сочетание объектов живой и неживой
природы)

Альпийская горка на
участке

Тема 30.
Познавательноэкологическая
викторина
«Знатоки
природы».

Закреплять экологически грамотное и
безопасное для здоровья человека поведение в
природе.
Закреплять представление животных и
растений.
Воспитывать бережное отношение к
окружающему миру, любовь к родному краю.

Подготовка вопросов для
викторины, дидактическая
игра «Когда это бывает?»

Планируемые результаты:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
экологической этики и природоохранных действий;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений;
 бережное отношение к природе родного края;
 эстетического отношения к живым объектам;
 реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к
природным объектам;
 воспитание культуры Природолюбия;

 развитие коммуникативных умений;
 знание животного и растительного мира родного края;
 наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих
на территории своего местожительства;
 понимание общечеловеческой ценности природы.
Организационно-педагогические условия:
Календарный учебный график:
Общее количество часов в год – 30 часов
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 20-30 минутв соответствии с нормами
СанПин.
Условия реализации программы:
 настольно-печатные игры по экологии и окружающему миру;
 мультипрезентации на темы природы и экологии;
 групповое помещение для оформления стендов;
 плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, репродукции картин;
 обучающие фильмы;
 произведения художественно-литературного творчества;
 лабораторный материал и технология проведения опытов, экспериментов;
 дидактические игры;
 инвентарь по уходу за растениями;
 природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы
и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
 уголок природы.
Формы контроля: викторина, олимпиада, тематические альбомы, фотовыставки,
выставки рисунков, оформление стенда.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Методика диагностики экологических знаний старших дошкольников (основана на
методике О. Соломенниковой).
«Характерные особенности времѐн года»
Задание: «Лето».
Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения
происходят в природе, у растений и животных.

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых.
Картинки с растениями и животными, календарь.
1. Какое время года показано на картинке?
2. Какие приметы лета тебе известны?
3. Какая погода летом?
4. Как изменяется жизнь животных летом?
5. Что происходит с растениями летом?
6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?
7. Что ты любишь делать летом?
8. Назови летние месяца.
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребѐнок рассматривает картинку и
говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребѐнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребѐнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Осень».
Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им
известно о сезонных изменениях.
Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле,
саду, огороде.
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей, огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребѐнок рассматривает картинку и
говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребѐнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребѐнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни
животных.
Материал: картинки - медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.
1. Как ты узнаешь, что наступила зима?
2. Что происходит с природой зимой?
3. Почему уснул медведь?
4. Почему на деревьях зимой нет листьев?
5. Куда зимой пропали насекомые?
6. Почему стало меньше птиц?
7. Какие праздники мы отмечаем зимой?
8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребѐнок рассматривает картинку и
говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребѐнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребѐнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Весна».
Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные
изменения в природе и жизни животных.
Материал: картины весенней природы, животных, растений.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своѐм участке?
7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяца.
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребѐнок рассматривает картинку и
говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребѐнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребѐнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
«Живая природа»
Задание: «Растительный мир».
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли
группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения.
Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами,
фруктами.
1. Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты
знаешь, покажи их на картинке.
2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным
условиям
жизни?
5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?
6. Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.
7. Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
8. Назови органы растения и их функции.
9. Назови стадии развития и роста растения.
10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.
11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
12. Для чего растениям нужна вода?
13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
14. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Инструкция к проведению
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок даѐт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребѐнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя – 2 балла.
3. Ребѐнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по
картинке – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание: «Животный мир»
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли
основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких
животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплѐнка).
1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2. Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?
3. Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
4. Где живѐт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелѐтных птиц ты знаешь?
6. Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?
8. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других
животных?
9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
11. Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?
12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?
13. Сравни живую рыбку с игрушечной.
14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?
Инструкция к проведению
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1. Ребѐнок даѐт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребѐнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя – 2 балла.
3. Ребѐнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по
картинке – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы для педагога:
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998. - 320 с.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с
детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада /
С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
5. Л. Г Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников»
6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.
Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
7. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
8. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., ЛинкаПресс, 2002 г. – 192 с.
9. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и
педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое
пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
10. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы
воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
11. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научноисследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
12. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие
для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
13. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/
Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./,
ил.
14. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для
дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс,
2010. – 121 с.
15. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе
/ авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
16. 19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:
ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
17. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учѐба, и игра: природоведение. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
18. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
19. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной
картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
20. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита:
Изд-во ЗабГПУ, 2002.
21. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар»,
2001.

2

Список литературы для детей и родителей:
1. Т.А Шорыгина «Зелѐные Сказки», Москва 2005.
2. Т.А. Шарыгина «Птицы, какие они?», Москва 2005.
3. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
4. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
5. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. - М.: Просвещение,1981
7. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие
для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.
8. Рыжова Н.А. «Я и природа». М.:, 1996
9. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
10. Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
11. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
12. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
13. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия ―Я познаю мир‖. Издательство АСТ,
2004.
15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта, 2005.
16. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. –
297с.
17. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература,
2011.
18. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: АмритаРусь, 2008. – 256 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».