26.11.2018
Тема: «Использование метода моделирования по развитию связной речи детейподготовительной к школе группе».
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Актуальность.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Речевая деятельность актуальна при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Работа по самообразованию состоит из трех этапов:
I этап – изучение методической литературы по теме.
II этап – составление плана работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ.
III этап – реализация плана, открытое занятие «Весна»
План по самообразованию
Сентябрь
1. Подборка научно-методической литературы.
2. Изучение методов наглядного моделирования для развития речи детей.
3. Провести диагностику по развитию связной речи на начало года.
4. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Цель: Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть;
выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.
5.Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Октябрь
1. Беседа с детьмина тему «Осень» с использованием
мнемотехники.
Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий;
выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы
Ноябрь
1. Пересказ рассказов по опорным схемам. «Осень под водой» Н.Сладкова
Цель: Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
2. Консультация для родителей с образцами мнемотаблиц составленных
по произведениям. (стихи, рассказы, сказки)
Декабрь
1. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
Цель: использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения.
2. Работа по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние
забавы» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц.
Цель: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
3. Консультация для родителей по теме «Развиваем связную речь ребенка дома»
Январь
1. Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения
зайца».
Цель:Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемосхем для придумывания сказки.
2. Картотека: Подборка пиктограмм, мнемотаблиц и дорожек.
Февраль
1. Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
Цель: составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть;
интонационно передавать нежность, любование зимней природой
2. Работа с родителями: Составление дома детьми вместе с родителями
мнемотаблицы по произведениям. (стихи).
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Март
1. Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
2. Составление описательного рассказа по картине «Весна» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц.
Цель:Продолжать обучать навыкам последовательного составления рассказа по картине с опорой на схемы. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
3. Работа с родителями: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки).
Апрель
1. Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Цель:Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица.
2. Провести диагностику по развитию связной речи на конец года.
3. Открытое занятие« Весна»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
4. Работа с родителями: Составление дома детьми вместе с
родителями рассказа по готовой мнемотаблице.
Май
1. Выступление на итоговом педагогическом совете: «Использование метода
моделирования по развитию связной речи детейподготовительной к школе группе».