Консультации для родителей

26.11.2018

Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развитии речи детей дошкольного возраста.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение), а живого человеческого общения получают недостаточно. Развитие речи затормаживается. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем:

1.Несформированность грамматического строя речи.

2.Недостаточный словарный запас.

3.Бедная диалогическая речь.

4.Неспособность построить монолог.

5.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6.Плохая дикция.

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?

В педагогической деятельности используют такие методы,чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Для этого педагог применяет нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Также мнемотаблицы используют при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

На занятиях можно использоватьварианты игр с мнемотаблицами:

1.Восстановить последовательность картинок по памяти.

2.Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3.Определять, где должна находиться«выпавшая»картинка среди других.

4.Найти лишнюю картинку.

5.Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6.«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанныемнемотаблицы).

7.Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».Педагогчитает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью мнемотаблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.Хочу такой сайт

При ознакомлении с художественной литературойи при обучении составлению рассказов, также широко использовать мнемотаблицы. Вместе с детьми беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Разрабатывать мнемотаблицы длясоставления описательных рассказовоб игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы поможет детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета,

установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.), (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна ).

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.





При отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

§ Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

§ Беседа о прочитанном.

§ Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

§ Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

§ Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.


Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование мнемотехники в работе:

-заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком;

-сокращают время обучения;

-развивают память, внимание, образное мышление.

Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе,постепенно осуществляя переход от творчествапедагогак совместному творчеству ребенка со взрослым.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».