26.11.2018
Цель:
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы:
Чтение, беседа, загадывание загадок, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), моделирование.
Оборудование:
Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла - «Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», «дождевые капли», графические схемы.
Предварительная работа: Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень под водой».
Рассматривание иллюстраций. Занятие по ознакомлению с окружающим.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен, потому что я... (осень)
1. Подготовка к восприятию текста.
- Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень,)
- Какая осень была? (Была золотая осень.)
- Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает.)
- Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи.)
2. Чтение отрывка.
- Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.
Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
а) Беседа по содержанию отрывка. Дети дают полные ответы
- Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)
- На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)
- Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)
- Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)
б) Подвижная игра «Соберем листья в корзинки». Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
Под музыкальное сопровождение дети собирают листья в корзины.
- Какие листья собрали в корзину?
(Я собрал (а) березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые листья.)
- О каком дереве мы забыли? (Мы забыли о ели.)
- У ели есть листья? (Есть, но они в форме иголок.)
- Иголки у елки, какие? (Еловые, колючие, длинные, зеленые, тонкие.)
- Ель, какое дерево? (Ель хвойное дерево.) Дети ставят корзины с листьями за елочку.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает послушать еще один отрывок.
4. Чтение еще одного отрывка. А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Пустынно и глухо.
Вопросы к детям.
- Бывает ли золотая осень в подводном царстве? (В подводном царстве золотой осени не бывает.)
- Почему там осень хмурая? (Потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)
- Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)
- На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)
5. Лексико-грамматические упражнения по тексту.
а) Игра «Ассоциации».
- Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете?
(Лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи.)
- Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (Камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода.)
б) Игра «Краски осени» Расширение словаря признаков.
- К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.
Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их. Дети выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная.)
- Найдите «подводные краски».
(Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная.)
6. Повторное чтение отрывков из рассказа.
- Я прочитаю текст еще раз, послушайте.
Педагог читает отрывки, дети выстраивают графический план рассказа из схем.
7. Выстраивание графического плана отрывков
- Осенний дождик оставил разноцветные капельки. Возьмите по одной капле и встаньте так, как вы будете пересказывать рассказ.
- О чем ты будешь рассказывать? (Я буду рассказывать про осень на берегу озера.)
- О чем расскажешь ты? (Я расскажу про осень под водой.)
8. Пересказ рассказа парами.
9. Итог занятия.
- Чем занимались на занятии?
- Как назывался рассказ?
- Кто автор?