Пересказ рассказа. Тема: «Осень под водой» (по Н. Сладкову)

26.11.2018

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, загадывание загадок, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), моделирование.

Оборудование:

Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла - «Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», «дождевые капли», графические схемы.

Предварительная работа: Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень под водой».

Рассматривание иллюстраций. Занятие по ознакомлению с окружающим.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен, потому что я... (осень)

1. Подготовка к восприятию текста.

- Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень,)

- Какая осень была? (Была золотая осень.)

- Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает.)

- Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи.)

2. Чтение отрывка.

- Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.

Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

а) Беседа по содержанию отрывка. Дети дают полные ответы

- Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)

- На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)

- Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)
- Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)

б) Подвижная игра «Соберем листья в корзинки». Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

Под музыкальное сопровождение дети собирают листья в корзины.Хочу такой сайт

- Какие листья собрали в корзину?

(Я собрал (а) березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые листья.)

- О каком дереве мы забыли? (Мы забыли о ели.)

- У ели есть листья? (Есть, но они в форме иголок.)

- Иголки у елки, какие? (Еловые, колючие, длинные, зеленые, тонкие.)

- Ель, какое дерево? (Ель хвойное дерево.) Дети ставят корзины с листьями за елочку.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает послушать еще один отрывок.

4. Чтение еще одного отрывка. А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Пустынно и глухо.

Вопросы к детям.

- Бывает ли золотая осень в подводном царстве? (В подводном царстве золотой осени не бывает.)

- Почему там осень хмурая? (Потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)

- Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)

- На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)

5. Лексико-грамматические упражнения по тексту.

а) Игра «Ассоциации».

- Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете?

(Лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи.)

- Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (Камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода.)

б) Игра «Краски осени» Расширение словаря признаков.

- К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.

Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их. Дети выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная.)

- Найдите «подводные краски».

(Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная.)

6. Повторное чтение отрывков из рассказа.

- Я прочитаю текст еще раз, послушайте.

Педагог читает отрывки, дети выстраивают графический план рассказа из схем.

7. Выстраивание графического плана отрывков

- Осенний дождик оставил разноцветные капельки. Возьмите по одной капле и встаньте так, как вы будете пересказывать рассказ.

- О чем ты будешь рассказывать? (Я буду рассказывать про осень на берегу озера.)

- О чем расскажешь ты? (Я расскажу про осень под водой.)

8. Пересказ рассказа парами.

9. Итог занятия.

- Чем занимались на занятии?

- Как назывался рассказ?

- Кто автор?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3463) 29-14-08, 29-14-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».