26.11.2018
Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (сказки).
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжете двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
К шести годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка к подготовке в школу.
Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но особое место при развитии связной речи (пересказывания и составления рассказов) и заучивании стихов занимает мнемотехника, которая включает разные приемы и методы запоминания. Методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Цель обучения детей с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи.
Нашим детям очень нравится такой прием с мнемотехникой, как пересказ любимых сказок с использованием мнемотаблицы.
Мнемотаблица— это схема, в которую заложенная определенная информация, своего рода план, последовательность пересказа.
Мнемотаблицы по пересказу художественных произведений
Пересказ - это одно из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям уже дается готовый текст. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию
восприятия, памяти и внимания. При этом усваиваются нормы построения предложения и целого текста.
Чтобы облегчить запоминание, мы используем при работе графические планы - мнемотаблицы. Они способствуют лучшему запоминанию текста и помогают последовательно выстроить рассказ.
К. Д.Ушинский «Четыре желания»
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»